Как доказать еврейское происхождение через ДНК тест
Скорецкий однажды познакомился в синагоге с евреем, который, как и он, принадлежал к роду коэнов. Как утверждает иудейская традиция, все коэны (священнослужители) произошли от священника Аарона, брата Моисея.
Но коэн, которого встретил Скорецкий, совсем не походил на него — а ведь оба они были потомками одного человека, если верить преданию. У всех коэнов должен был присутствовать общий набор генетических маркеров, и, следовательно, они должны были сохранить некоторое семейное сходство.
Чтобы проверить эту гипотезу, Скорецкий связался с профессором Майклом Хаммером из Университета Аризоны, исследователем в области молекулярной генетики. Его отчёт, опубликованный в 1997 году в журнале Nature, произвёл эффект взрыва. Оказалось, что определённый генетический маркер действительно чаще встречался у мужчин из «линии коэнов», чем среди еврейской популяции в среднем. Стало очевидным, что «линия коэнов» строго сохранялась в течение тысяч лет.
Молекулярный биолог из Оксфордского университета Брайан Сакс проверил эту теорию на своей семье. Как выяснилось, для получения достоверных результатов достаточно всего четырёх маркеров на мужской хромосоме. Так генетика сделалась помощницей одновременно и генеалогии, и истории. А уже в мае 2000 года лаборатория Family Tree DNA начала предлагать генетические тесты на определение родословной для всех желающих.
Как по анализу ДНК можно определить происхождение человека
Нужно понимать, что точность формулировок «происхождение», «этническая принадлежность», «национальность» и «раса» размывается, когда речь идёт о генеалогии. Например, человек может считать себя американцем в третьем-четвёртом поколении, хотя его предки были ирландцами, а их далёкими предками — кельты. И это ещё при условии, что в семье отсутствовали смешанные браки.
Люди могут формировать общую этничность на основе языка или религиозной принадлежности. Из Библии нам известно, что моавитянка Руфь захотела стать еврейкой, чтобы быть рядом со своей свекровью. Ей принадлежат слова: «Твой народ будет моим народом».
Каким же образом работают тесты на определение этнической принадлежности — вроде тех, что рассылает компания 23andMe Дело в том, что когда люди живут изолированно, и достаточно небольшой группой, то в их хромосомах накапливаются мутации (изменения), которые передаются по наследству. Так формируется определённый «отпечаток пальцев» ДНК, характерный для этой популяции.
Когда генетические генеалогические исследования только начались, лаборатории по всему миру располагали небольшим количеством контрольных образцов ДНК от представителей различных этнических групп. Но со временем число таких образцов достигло миллионов.
Чтобы получить контрольный образец, исследователи стараются найти местность, где люди определённой национальности проживают в течение 4-5 поколений, не вступая в смешанные браки.
Поэтому термин «этническая принадлежность» является, скорее, рекламным. В науке используется другое определение: «биогеографическое происхождение». ДНК может показать лишь то, что далёкие предки человека принадлежат к тому или иному географическому региону.
Почему генеалогический ДНК-тест не является основанием для репатриации в Израиль
Большинство этнических групп в Европе и Азии привязаны к тому же региону, где жили их предки. С идентичностью еврейского народа дело обстоит намного сложнее: еврейские общины в течение последних 2000 лет появлялись почти на всех континентах.
За это время среди еврейского населения сформировалось несколько этнических подгрупп:
- Ашкеназские евреи в странах Европы
- Сефарды, выходцы из Северной Африки
- Эфиопские евреи
- Йеменские евреи
- Евреи-мизрахи, выходцы из стран Ближнего Востока
Каждая из этих подгрупп имеет свою историю, культуру, традиции, а иногда даже язык. Но главное — каких-то генетических маркеров, позволяющих определить принадлежность человека к сефардам, мизрахи или кому-то ещё не существует. Генеалогический тест укажет лишь на место, откуда вышли его предки. Этим местом может быть регион, где компактно проживали те же евреи-сефарды, но это не означает, что и сам человек является сефардом.
Справедливости ради, нужно заметить, что генетикам удалось выделить маркер для некоторой части евреев-ашкенази. Как выяснили учёные, около 40% ашкеназов ведут родословную от одних и тех же четырёх женщин.
Но даже при условии, что в иудаизме происхождение человека определяется по материнской линии, генеалогический тест ДНК не может служить доказательством еврейства.
Прежде всего, при определении права на репатриацию в Израиль принимаются в расчёт только прямые предки: родители, бабушки и дедушки. У каждого живущего на земле человека в ДНК могут найтись следы дальних родственников со всех континентов — и так вплоть до Африки, откуда вышли прародители homo sapiens.
Во-вторых, ДНК не может сказать, разделяет ли человек систему убеждений, принятую в иудаизме. Понятия веры и этнической принадлежности для евреев являются единым целым. В каком-то смысле, вера даже важнее, потому что евреем можно стать через гиюр, процедуру принятия иудаизма. Ничего подобного не существует у других народов.
Когда тестирование ДНК помогает доказать еврейское происхождение
Согласно израильскому Закону «О гражданстве», человек приобретает гражданство Израиля, если на момент его рождения это гражданство было хотя бы у одного из родителей.
Закон «О возвращении» говорит о том, что право на репатриацию в Израиль имеют не только евреи, но и их потомки: дети и внуки, а также супруги их потомков.
Если человек докажет, что является потомком гражданина Израиля или еврея, совершившего репатриацию, для него тоже открывается возможность получения израильского паспорта.
Типичная ситуация выглядит так: мать этого человека, не еврейка, встречалась с евреем и родила от него ребёнка. Отец ничего не знал о рождении сына (дочери). Спустя какое-то время он создал семью и репатриировался в Израиль. Его ребёнок, оставшийся в России, впоследствии узнал правду об отце и решил воспользоваться своим правом на репатриацию как сын еврея. Но вот проблема: отец не записан в свидетельстве о рождении.
Единственный выход из этой ситуации — проведение теста ДНК. Данный тест не походит на генеалогический. Это сравнительный тест двух или трёх образцов ДНК, который используют, в том числе, в криминалистике. Человеку нужно будет представить для исследования свою ДНК, а также ДНК отца и (по возможности) матери. Образцы сравнят в лаборатории и скажут, есть ли между ними сходство.
Что такое сравнительный тест ДНК
ДНК каждого человека содержит уникальный генетический набор, геном. Половину этого набора он получает от матери, а другую половину — от отца. Поэтому в геном «встроены» последовательности фрагментов, унаследованных от обоих родителей. Эти последовательности могут служить своего рода метками, по которым можно установить наличие родственных связей.
Если родители уже умерли, то анализ ДНК можно сделать по образцам, взятым от их ближайших родственников: братьев, сестёр, отца и матери (то есть, бабушки и дедушки клиента).
В качестве материала чаще всего используется слюна — точнее, буккальный эпителий, или клетки слизистой оболочки, которые собирают ватной палочкой с внутренней стороны щеки. Для генетической экспертизы также могут быть взяты волосы, ногти, кровь и даже ушная сера. Но в тех случаях, когда проводят тест в израильских лабораториях для определения родства, используют буккальный мазок.
Точность теста составляет 99,99%. Результат может быть представлен только в двух вариантах: образцы ДНК совпадают либо не совпадают.
Как происходит процесс доказывания еврейских корней
Первое, что должен сделать заявитель — это обратиться к израильскому адвокату, потому что только через адвоката можно подать иск в суд по делам семьи. Адвокат, помимо всего прочего, поможет установить адрес предполагаемого отца, если его местонахождение не известно.
Адвокат представляет интересы и самого заявителя, и его отца (или иного родственника со его стороны в случае смерти отца). Ответчиком выступает Министерство внутренних дел Израиля.
Перед подачей искового заявления нужно подготовить документы, подтверждающие наличие отношений между матерью и предполагаемым отцом заявителя. Только при наличии такого основания можно обращаться в израильский суд.
Анализ ДНК проводится в одной из аккредитованных лабораторий Израиля и только после того, как суд по семейным делам примет иск к рассмотрению и выдаст соответствующий ордер. Сначала тест ДНК сдаёт истец, проживающий в Израиле. Потом набор для проведения теста лаборатория высылает в израильское консульство той страны, где проживает второй истец — предполагаемый ребёнок первого.
В консульстве берут мазок со щеки истца и отправляют образцы ДНК обратно в израильскую лабораторию. Для повышения точности результата часто предлагают взять биологический материал и от матери.
Наконец, лаборатория в Израиле сравнивает полученные образцы и выносит вердикт: есть совпадение или нет. Отчёт передаётся в суд. Суд во время последнего заседания зачитывает результаты теста, и эти результаты являются определяющими. Решение суда звучит так же, как и отчёт экспертов: гражданин А является (не является) сыном гражданина Б. Никаких интерпретаций суд не даёт.
Если истцу повезло, и его родство с отцом подтверждено анализом ДНК, то он сможет воспользоваться своим правом на приобретение гражданства Израиля.
Как провести тест ДНК, если отец уже умер
Бывает так. что истец не может запросить анализ ДНК своего предполагаемого отца, поскольку тот уже скончался. Теоретически, такой анализ можно сделать по образцам, полученным от прямых родственников отца: даже от детей от его нового брака.
В криминалистике для таких целей иногда даже проводят эксгумацию останков усопшего. Однако крайне маловероятно, что такое решение вынесет израильский суд по делам семьи.
Доказывание еврейских корней через тестирование ДНК может оказаться очень сложной процедурой, в которой много подводных камней. Поэтому истцу нужно выбирать адвоката, имеющего практику подобных дел.